Развитие ребенка 0-6 мес

Малыш родился. Он еще такой маленький и беззащитный, требует к себе особого подхода и много внимания.Первый месяц
Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом (естественно, если беременность нормальная).И вот, после многочасового напряжения (а процесс родов требует активных усилий не только от матери, но и от ребенка) он оказывается в совершенно новых условиях – испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п., поэтому в самом важном – первом году жизни – врачи выделяют самый трудный и ответственный период – первый месяц жизни или период новорожденности.В этом месяце наиболее ответственный этап – первые 5 дней жизни. Это период наиболее интенсивного приспособления (адаптации) ребенка к условиям внешней среды.Новорожденный ребенок может:

- фиксировать взгляд на предмете;
- сосать пальцы;
- несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении;
- лежать на животе, стараясь поднять голову;
- при прикосновении к подошвам пытается ползти;
- если поддерживать под мышки, опирается ногами;
- поворачивает голову:
- улыбаться.

Второй месяц
Малыш немного подрос, и он уже:

- хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1 – 2 мин;
- лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении;
- хорошо следит за движущимися предметами;
- реагирует на голос поворотом головы;
- при появлении яркого предмета или достаточного громкого звука перестает сосать;
- исчезает рефлекс ползания;
- улыбается в ответ на улыбку;
- при разговоре с ним “гулит” в ответ или издает неопределенные звуки;
- предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

У него уже есть основной навык:

- он ловит ваш взгляд

А так же простые двигательные навыки:

- конечности расслаблены, вытягиваются в стороны;
- покачивает головой, когда кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении;
- непроизвольное подергивание мускулов становится реже;
- поднимает голову на 45.

Он может двигать руками и оказывать помощь самому себе:

- кулачки частично раскрыты, бесцельно молотит руками;
- недолго может удерживать погремушку.

У него уже есть навыки общения и развития языка:

- воркует, визжит, булькает;
- чавкает, хрипит;
- улыбается в ответ;
- выказывает эмоции: доволен, недоволен;
- улавливает настроение (огорчается, если огорчен кто-либо из родителей);
- успокаивается, занимаясь собственным большим пальцем;
- поддерживает контакт глазами, изучает ваше лицо;
- неотчетливые мимические движения;
- следит за движущимся человеком;
- плачет, когда кладут в кроватку.

Мыслительные способности:

- чувствует настроение, сердится, если его не понимают;
- подает сигналы и ждет ответа, доверяет вам;
- устанавливает ассоциации: за плачеи следует кормление или помощь.

Что нравится детям в этом возрасте:

- покачиваться и подпрыгивать;
- смотреть на машинки;
- смотреть на черно-белое изображение;
- слушать музыку (предпочтительно классическую);
- оживленная речь и жесты;
- детский массаж;
- лежать на груди отца.

Третий месяц
В этом возрасте Ваш малыш уже умеет следующее:

- свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин;
- хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону;
- активно следит за движущимся предметом;
- четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется к груди;
- лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти;
- переворачивается со спины на бок;
- тянется за игрушкой;
- засовывает пальцы в рот;
- тянет пеленку;
- любит, когда с ним играют взрослые, улыбается;
- узнает мать;
- кричит, когда с ним перестают заниматься.

Основной навык:

- играет ручками

Простые двигательные навыки:

- конечности свободно распрямляются; делает велосипед и другие движения в свободном стиле;
- лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку;
- недолго может опираться на ножки
- прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении;
- переворачивается со спины на бок.

Движения рук и помощь самому себе:

- кулачки раскрыты;
- делает резкие хватательные движения, чаще промахивается, чем попадает;
- долго держит погремушку, гремит ею;
- цепляется ручками за одежду и ваши волосы;
- сосет пальцы и кулачок;
- играет руками.

Навыки общения и развития языка:

- воспроизводит гласные звуки: “аах”, “ээх”, “эээ”, “оох”;
- произносит более громко отдельные звуки;
- плачет по-разному в зависимости от своих запросов, делая паузы;
- начинает смеяться.

Мыслительные способности:

- учится понимать связь причины и следствия: толкнул машинку – она поехала;
- учится понимать вообще: может привлекать внимание окружающих с помощью улыбки, плача, жестов и телодвижений.

Что нравится детям в этом возрасте:

- вставать на ваших коленях, перегибаться, находясь у вашей груди, заглядывать через плечо;
- поигрывать собственными руками;
- играть полусидя(больше чем лежа);
- колотить руками по игрушкам;
- манипулировать с кольцами и погремушками;
- выполнять вольные упражнения на полу(“хлопающие крылья”)

Четвертый месяц
В четыре месяца Ваш малыш уже:

- свободно переворачивается со спины на живот;
- лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом;
- может сидеть при поддержке;
- начинает определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица;
- играет с висящими над кроваткой игрушками;
- берет игрушки в руки, ощупывает, тянет в рот;
- приподнимаясь, опирается только на ладони;
- постоянно гулит, начинают появляться мелодичные звуки;
- во время игры не только улыбается, но и смеется;
- различает некоторые цвета.

Основной навык:

- точно следит взглядом за движениями.

Простые двигательные навыки:

-стоит с поддержкой;
- сидит, опираясь на руки;
- отдыхает на локтях;
- переворачивается с живота на спину;
- поднимает голову на 90 %, осматривается, поворачивая голову на 180%.

Движения рук и помощь самому себе:

- тянется к предметам двумя руками;
- собирает подвешенные игрушки;
- заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь;
- зажимает предметы в руках.

Навыки общения и развития языка:

- вытягивает губы, чтобы издавать разные звуки: “ах-ох”;
- выдувает пузыри, громко лопочет, брызгаясь слюной;
- весело смеется, когда его щекочут;
- жестами показывает, что хочет к вам на руки;
- развивается бинокулярное зрение: большие глубина восприятия и сосредоточенность взгляда, более точное слежение глазами.

Умственные способности:

- представляет себе, что хочет получить, подавая сигналы (т.е. осознает, что с ним нянчатся);
- понимает, что предметы имеют свои названия (“киса”).

Что нравится детям в этом возрасте:

- радоваться при виде родителей и приглашать их к игре;
- развлекать себя собственными руками;
- играть с обручами, погремушками;
- колотить руками по игрушкам;
- катать мяч;
- наклоняться вперед, когда вы подбрасываете его на коленях.

Пятый месяц
В пять месяцев малыш уже:

- хорошо знает свою маму;
- не идет на руки к чужим людям;
- различает тон голоса, с которым к нему обратились;
- движения становятся более уверенными: крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках;
- поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках.

Основной навык:

- точно схватывает нужные предметы.

Простые двигательные навыки:

- сидит, опираясь на пол или на подушку в детском креслице;
- встает, держась только для равновесия;
- раскачивается, лежа на животе (“самолетик”);
- приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола;
- переворачивается с живота на спину и обратно;
- брыкается;
- вытягивает шею, чтобы лучше видеть;
- способен хватать игрушки.

Движения рук и помощь самому себе:

- одной рукой дотягивается до желанных предметов;
- осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот;
- начинает играть с кубиками.

Навыки общения и развития языка:

- бормочет (“ба-ба-ба”), привлекая к себе внимание;
- поворачивает голову к говорящему;
- пытается имитировать звуки, модуляции и жесты;
- наблюдает за движениями вашего рта;
- издает различные возгласы в зависимости от своих потребностей;
- начинает проявлять интерес к твердой пище;
- проявляет интерес к цветам.

Умственные способности:

- усваивает, какие его жесты и звуки находят отклик;
- делает озабоченное лицо во время игры руками;
- распознает форму предметов: тянется к предмету, заранее складывая кисть руки так, чтобы удобнее было взять его;
- отталкивает вашу руку, когда вы даете ему лекарство.

Что нравится детям в этом возрасте:

- отталкиваться ножками от опоры;
- хватать вас за нос, дергать волосы;
- пищащие и квакающие игрушки;
- детское креслице;
- игра в “ладушки”;
- играть в прятки (“ку-ку”)

Шестой месяц
В полгода Ваш малыш уже вполне самостоятелен, он умеет следующее:

- самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки;
- переворачивается с живота на спину;
- при поддержке за руки или грудь встает и делает попытки переступать ногами;
- пытается ползти на четвереньках;
- свободно играет игрушками: перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку;
- при виде пищи открывает рот, может есть из ложки;
- начинает произносить первые слоги: “ма”, “ба” и т.п.

Основной навык:

- сидит.

Простые двигательные навыки:

- хорошо сидит без посторонней помощи, пользуется руками для равновесия и чтобы не упасть;
- сидит в детском креслице;
- хорошо стоит, держась за мебель;
- крутится во все стороны;
- перебирает игрушки и передвигает их.

Движения рук и помощь самому себе:

- берет в руку разные предметы;
- указывает на игрушки;
- играет с кубиками;
- использует всю ладонь, чтобы сгребать предметы;
- берет небольшие предметы с помощью указательного и большого пальцев.

Навыки общения и развития языка:

- издает более протяжные и разнообразные звуки;
- экспериментирует с частотой и громкостью новых звуков, следит за вашей реакцией;
- выражает настроение звуками и движениями тела: кричит, хохочет, хлопает в ладоши, хрюкает, рычит, делает грустное лицо;
- мимики и жесты становятся отчетливее и яснее.

Умственные способности:

- выказывает большую “направленность” во время игры: старается взять третий кубик, уже держа в руках по одному;
- дольше занимается с игрушками и пытается понять, что с ними можно проделывать;

Что нравится детям в этом возрасте:

- играть с кубиками;
- купаться с игрушками;
- брызгаться;
- играть на полу, приподниматься;
- играть колесиками, катать предметы цилиндрической формы, тележку;
- подпрыгивать у вас на коленях.

Об авторе admin