Дети – это цветы! Как за ними ухаживать

Как внимательно опытный ботаник заботится о своих цветах! Пропалывает, удобряет и увлажняет почву, подрезает сухие веточки, подставляет солнцу зеленые листочки и венчики.
А с каким терпением фермер или зоолог ухаживают за детенышами животных! Регулярно кормят и поят их, устраивают комфортные места для сна и бодрствования, вычищают “отходы”.
И юный влюбленный с благоговейным трепетом ухаживает за любимой девушкой! Помогает ей справляться с трудностями (пусть даже и вымышленными – сойти с подножки автобуса, например!). Дарит ей подарки, стараясь вызвать радостные эмоции. Проводит с ней все свое свободное время. Говорит ей нежные слова. Ласково обнимает ее.

Но уход за маленьким ребенком – это нечто гораздо большее, чем все вышеперечисленное. Это не только создание благоприятных внешних условий для роста. Не только обеспечение физического развития. И не только средство донести до крохи нашу любовь через прикосновения, помощь и слова нежности. Если пользоваться научной терминологией, то уходом за малышом можно назвать полноценное и своевременное удовлетворение его физических и психо-эмоциональных потребностей. Проще говоря, мы делаем все то, что малыш пока не может сделать для себя сам, но в чем очень нуждается.
От качества нашей заботы и помощи напрямую зависит благополучное вхождение младенца в новый для него мир, зависит будущее формирование его характера, мироощущения, выработка способов взаимодействия с другими людьми, а также адекватная самооценка.

Какие потребности малыша можно отнести к физическим? Потребность в продолжении физического контакта с матерью, потребность в питании и сосании, в опорожнении кишечника и мочевого пузыря, потребности в тепле, в телесном комфорте (чисто, сухо, удобно), в отсутствии боли, в физической безопасности, защите от сильных внешних воздействий, потребность в движении и плавных передвижениях.

К психическим потребностям обычно относят потребность в эмоциональном контакте с матерью, в положительных эмоциях и отсутствии плача, потребность в познании всего разнообразия окружающего мира, потребность в богатом спектре всевозможных ощущений (звуки, запахи, цвета, шумы, тактильные и вкусовые ощущения) и , конечно же, потребность в общении.

Очень важно в выборе способа ухода за малышом ставить себя как бы на его место, представляя себе, какой бы была ваша жизнь, если бы вы вдруг попали в похожие условия существования. На Луну, например, где вы не умеете ни дышать толком, ни двигаться, ни общаться и где ваша жизнь целиком зависит от степени отзывчивости и понимания со стороны местных жителей. Да что там на Луну! Представим более знакомую картину. Вы заболели или состарились. Двигаться и говорить не можете, покормить и переодеть себя не можете, и вам бесконечно скучно лежать, глядя в потолок. Понравятся ли вам рекомендации по уходу за вами , говорящие о том, что не следует реагировать на каждый ваш призыв? Что нужно почаще оставлять вас в одиночестве? Что нужно дать вам поплакать и накричаться – чтобы в следующий раз вы уже никого не звали? Что нельзя вас много обнимать и целовать – а то привыкните и потом не отстанете? Что давать питание вам можно только по режиму – а он, этот режим, например, не совпадает с вашими реальными пищевыми запросами, и вам остро будет хотеться пить или есть между кормлениями? Слава Богу, что большинство мам наделены чуткой интуицией, подталкивающей их сделать правильный выбор среди способов ухода за малышом!

По большому счету, растить ребенка – это целая профессия, требующая и теоретических знаний и практических навыков. Теоретические знания можно почерпнуть из современной научно – популярной литературы, где печатаются новейшие исследования в области взаимодействия с детьми. Практические навыки должны быть освоены опытным путем – либо в процессе ухода за чужими детьми (за братьями и сестрами, в первую очередь), либо на своем первенце при помощи специалистов по уходу за младенцами. Доверяйте своему любящему сердцу! Оно вас не обманет. Малышу хорошо было с вами все 9 месяцев беременности. Значит, и после родов ему будет с вами хорошо. А мы постараемся описать основные элементы ухода за детишками, которые помогут вам успешно удовлетворять все потребности вашего ребеночка, закладывая прочный фундамент для его развития.

Основные элементы ухода за ребенком.

Кормление.
В идеале мама кормит малыша грудью. Чтобы грудное вскармливание состоялось, необходимо выполнять несколько несложных правил, сформулированный Всемирной Организацией Здравоохранения:
давать малышу грудь так часто, как он просит;
кормить кроху ночью;
следить за правильностью захвата ареолы (коричневого околососкового кружка) – он должен быть достаточно глубоким и безболезненным;
не пользоваться заменителями груди (пустышками и бутылочками).

Для решения возникших вопросов и проблем можно связаться с консультантом по грудному вскармливанию. Если вы кормите малыша искусственной смесью – постарайтесь сделать все для сохранения психологического контакта с ним: много носите на руках, спите с ним в обнимку, предлагайте пустышку и бутылочку только при положении малыша рядом с вашей грудью. В организации этого элемента ухода за малышом очень помогает знание различных положений для кормления – стоя, лежа, сидя, на ходу и т.п. Почему? Потому что сосание груди занимает у новорожденного значительную часть времени (детишки постарше “общаются” с грудью заметно реже), и маме важно будет уметь, не отрывая ребенка от груди, сделать какие-нибудь неотложные дела (приготовить еду, открыть входную дверь мужу и т.п.).

Укладывание спать.
Вне зависимости от типа вскармливания, укладывание ребенка спать – часть материнской заботы. Культура “проводов” в страну снов насчитывает много тысячелетий (сосание груди, песни, укачивания, сказки…). Наивно полагать, что младенец может или должен заснуть самостоятельно. Обычно детки, сосущие грудь, засыпают во время кормления : вещества, входящие в состав молока, регулируют процессы возбуждения и торможения головного мозга младенца, имеют усыпляющее и успокаивающее действия. Малышу-искусственнику будет важным укачивание на ручках, сосание пустышки или бутылочки. Помощь ребенку в процессе засыпания, создание определенного ритуала перехода в спящее состояние обоснованы и с точки зрения физиологии младенца , и с точки зрения его психологии. Малышу – как и любому взрослому человеку – необходимо почувствовать себя в безопасности. А где ему более комфортно, чем рядом со взрослым человеком? Детки постарше могут засыпать без сосания и укачиваний – но все равно желательно в присутствии мамы, при ее ласковом участии. Необходимо также помнить, сколько времени требуется младенцу на засыпание. Чем он младше – тем он дольше переходит из поверхностной фазы сна в глубокую. В среднем на это уходит от 15 до 45 минут.

Время, отданное укладыванию – удивительное время. Именно в эти моменты мама через песни и другие действия может рассказать малышу о своей любви, имеет возможность мягко его воспитывать , создавать у него представление об окружающем мире, корректировать недостатки его поведения (используя элементы сказкотерапии, например), вести задушевные беседы, углубляя доверительные отношения с ребенком. Не жалейте своего времени на процесс укладывания – ваши усилия по созданию наиболее комфортных условий для засыпания окупятся вам сторицей!

Ношение на руках.
Казалось бы, что может быть проще – взял да понес! Однако именно этот элемент ухода невозможно освоить, не увидев как носят на руках других младенцев. Значение пребывания малыша на руках у матери невозможно переоценить – это все равно что доказывать, что в животике расти лучше, чем в инкубаторе! При этом не важно, двигаетесь вы или нет. Держать малыша на руках можно и сидя, и лежа – что особенно актуально первые недели после родов. Кожный контакт с мамой стимулирует обменные процессы в организме малыша, регулирует ритмичность дыхания, помогает наладиться суточным биоритмам и гормональным изменениям крохи, защищает своим теплом его животик от вспучиваний, устраняет проблемы гипер- и гипотонуса детских мышц, помогает развитию изгибов позвоночника и дозреванию вестибулярного аппарата при укачивании. Известный детский психоаналитик Д.В. Винникотт даже ввел особый термин для этого стиля взаимодействий с маленькими детьми – холдинг, придав ему основополагающее значение в психическом развитии личности.

Итак, как же держать детишек на руках правильно? Необходимо следить за наличием трех факторов:
комфорт ребенка и мамы. Малыш большей частью тела прижат к маме, близко к ее центру тяжести , меняющемуся в зависимости от положения ее тела. Ручки и ножки крохи находятся в удобном положении : не подвернуты, не пережаты одеждой, не слишком болтаются. Мама при этом уверенно сохраняет равновесие и распределяет тяжесть веса малыша на все свое тело, а не только на руки или спину.
чувствует ли себя малыш в безопасности? Если у него есть возможность при необходимости спрятаться от внешних впечатлений, уткнувшись лицом в маму – то да, он ощущает себя в безопасности. Поэтому основными положениями для ношения младенцев являются только те, где малыш повернут к маме: на бедре; “столбиком” – животом к маме; в положении лежа у груди (как при кормлении); на спине; на плечах; в позе “кенгуру” – обхватив мамин живот ножками. Не рекомендуют носить ребенка лицом от мамы еще и потому, что при этом нарушается их взаимное общение и исчезает возможность следить за эмоциональной реакцией друг друга на происходящее кругом.
ловкость “захвата”. Малыша надо держать так, чтобы у него не было ни малейшего шанса упасть, удариться о рядом стоящие предметы или получить порцию еды на голову, пока мама ест! Особенно это важно, если вы двигаетесь с ребенком на руках. Если вы берете малыша с собой за стол – необходимо сесть боком к тарелке, разместив запеленутого (или одетого) ребенка с другой стороны, исключив возможность обжечь его.

Пеленание.
Не очень любимый в последние годы элемент ухода. А жаль. Умелое заворачивание младенца в пеленку решает множество важных задач. Но прежде чем перечислить преимущества пеленания – расшифруем, что имеется в виду. Цель пеленки – как бы снова “подарить” малышу внутриматочный комфорт: определенная стесненность в движениях, четко обозначенные границы пространства, тепло и защищенность. Малыш запеленывается преимущественно на сон. Но так как первые недели после родов он в основном только спит – то пеленка может использоваться практически круглосуточно. В дальнейшем кроха сам решит, когда он захочет засыпать незавернутым – обычно это происходит после 3-6 месяцев. К слову заметим, что и нам с вами, взрослым людям, давно покинувшим утробу, тоже при засыпании хочется завернуться во что-то теплое, свернуться калачиком, да еще чтоб нигде не дуло! Это – наше общечеловеческое представление о комфортном и безопасном сне, запечатлевшееся на клеточном уровне за последние месяцы беременности.

Запеленывают малышей следующим образом (почти так же, как пеленают детишек в роддомах – но с соблюдением некоторых нюансов):
хорошо фиксируются плечи путем создания подобия воротничка от мужской рубашки;
ручки прижимаются не вдоль тела – а к пупочку, сохраняя при этом врожденное полусогнутое положение и возможность движения внутри пеленки ;
ножки не выпрямляются насильно и не заматываются с целью обездвижить ребенка – наоборот, сложенная впополам и надежно завернутая пеленка, позволяет ножкам прижиматься к животику, вытягиваться и принимать любые другие необходимые крохе положения.
подросшего малыша можно пеленать без ручек – только ножки.
все движения нужно совершать достаточно ловко и быстро – иначе при заворачивании одной руки или ноги другая уже успела “убежать” из пеленки, и у родителей создается ложное впечатление, что малыш протестует против пеленания.

Итак, какая может быть польза от использования пеленки?
1. Быстрые сборы на прогулку в зимнее время. Именно долгое одевание комбинезончиков, футболочек, носочков, распашенок и чепчиков приводит к столь распространенной сегодня нелюбви малышей к одеванию. Детки могут пронзительно плакать, ожидая пока мама завершит весь процесс облачения. А при помощи пеленания малыш готов к прогулке буквально за пару минут!

2. Успешное перекладывание заснувшего младенца с рук в кроватку. Пеленка застраховывает ручки и ножки малыша от вскидываний в этот момент, помогает не потерять тепло и запах мамы, обеспечивает незаметность момента перекладывания для малыша. Итог – малыш не проснется через несколько минут, снова потребовав вашего внимания.

3. Малыш всегда сухой и чистый – намокшая пеленка требует незамедлительной замены в отличии от памперса, который “можно” не менять несколько часов, принуждая ребенка долго контактировать с собственными выделениями.

4. Способ утешить беспокойного малыша. Если ему трудно заснуть, если он плачет или болен – пеленка как бы удваивает нежность ваших объятий, делая их мягче, крепче и теплее.

Купание.
Достаточно простой элемент ухода. Важно понять основной принцип – малыш до 3-6 месяцев не способен воспринимать воду отдельно от мамы. В его предыдущем внутриутробном опыте – это неразделимое целое. Поэтому пока малыш маленький, купать его должна только мама! Причем в условиях, приближенных к внутриматочным : ограниченное пространство (маленькая ванночка), теплая вода – 37-38*С, равномерное распределение струи по телу – лить не на кожу крохи, а на свою руку, положенную ему на животик. Под дно ванночки со стороны головки можно подложить толстую книгу: тогда дно приобретет вид наклонной плоскости , и вы сможете положить младенца прямо на спинку, устроив его головку на пеленочке в сухой верхней части дна. При этом вся вода окажется в ножках, что поможет вам эффективнее зачерпывать новую ее порцию для ритмичного поливания всего тела малыша. Некоторые специалисты рекомендуют спеленывать новорожденных для создания максимальной иллюзии внутриматочных условий. Обычно детки, если купание проводится правильно, засыпают прямо в ванночке.

После купания необходимо, завернув ребеночка в широкое теплое полотенце, сразу же приложить к груди! Именно этого хочет малыш, когда плачет при вынимании из воды. Пусть остынет минут 10-20, может быть поспит у вас на руках (маме важно продумать место для кормления прямо в ванной или где-то совсем рядом). В ситуации, когда мама спешит перенести малыша на пеленальный стол для переодевания и гигиенической обработки, она рискует получить в итоге рассерженного младенца, не желающего сосать грудь и спокойно засыпать. Если малыш плачет после купания или во время него – значит, процедура организована неправильно. Не купайте малыша через его сопротивление – иначе у него на всю жизнь может сформироваться негативное отношение к воде. Попробуйте на время отменить водные поцедуры или что-то поменять – и ситуация должна измениться к лучшему.

Отдельно отметим, что раннее обучение плаванью не может считаться купанием и элементом ухода в глобальном смысле. Как и у любого другого обучение, его цель иная – развитие и освоение конкретных навыков. Среди базовых потребностей младенцев нет такой – поплавать в большом объеме прохладной воды. Психика грудных детей не расчитана на регулярную тренировку защитных рефлексов (таких, как ныряние, способность удержаться на плаву). Именно поэтому многим малышам, особенно не вполне адаптировавшимся к условиям жизни после родов, плаванье не подходит.

Мама также может принимать горячую ванну вместе с малышом, кормить его в воде, делать массаж. После 6 месяцев кроха обычно купается сидя, играя с игрушками в наполненном водой тазу или все в той же маленькой ванночке. Ходящий малыш ставится уже непосредственно на дно большой ванны, свободно перемещается осторожными шажками от струи воды к игрушкам и обратно. Напомним правила безопасности: никогда не оставляйте кроху одного в воде!

Массаж
Всем младенцам крайне необходим обычный мамин массаж. Им так нравится, когда нежные мамины руки гладят, растирают и разминают их ножки и спинку! Можно в эти минуты петь песенки, читать наизусть стихи-потешки, показывать забавные звуки, изучать название частей тела. Есть хрестоматийные примеры, иллюстрирующие незаменимость маминых прикосновений. Например, нейробиолог Сон Ланберг обнаружил, что новорожденные крысята развиваются полноценно, только если в первые 20 дней жизни мать регулярно их вылизывает. Если этого не происходит, в их организме прекращается синтез гормонов роста. Но процесс можно «запустить» снова, если интенсивно поглаживать крысят влажной кисточкой. Обучиться обычному массажу можно по книжкам об уходе за младенцами, а также непосредственно понаблюдав за процессом. Добавим только, что активные прикосновения незнакомого человека, делающего профессиональный массаж, как правило воспринимается детками крайне негативно, что проявляется в плаче и беспокойстве, и имеют обратный результат для их физического и психического здоровья.

Высаживание.
Еще поколение наших мам умело это делать – улавливать просьбы грудничков совершить свои “маленькие” и “большие” дела и вовремя подержать их над тазиком или раковиной. Обычно в возрасте одного года российский ребенок успешно пользовался горшком. К сожалению , традиция была утеряна, во многом благодаря нерациональному использованию одноразовых подгузников. Если мы озабочены всесторонним и полноценным развитием крохи – нам нужно научиться этому элементу ухода заново. До трех месяцев все дети подают рефлекторный призывной сигнал (характерное беспокойство и похныкивание) перед опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Врожденное стремление к чистоте побуждает ребенка не использовать собственную одежду в качестве горшка. Если мама реагирует на просьбу о помощи адекватно – прижав коленочки малыша к животику держит его над нужным местом (таз, ведро, раковина, газон, пеленка и т.п.) – то у малыша не возникает дискомфортных переживаний, связанных с работой моче-половой системы. Верная мамина реакция очень важна в процессе налаживания доверительных взаимоотношений. Высаживание крохи в несколько раз повышает уровень материнской отзывчивости, внимания к малышу и понимания процессов, в нем протекающих.

Как организовать этот элемент ухода? Действуем в несколько этапов – продолжительность каждого может быть от 1-2 дней до нескольких недель:
Сняв на время подгузник, наблюдаем за ритмами выделений малыша и изучая призывные сигналы о помощи, предшествующие моментам опорожнения.
Осваиваем позы для высаживания : спиной к маме, оперевшись на ее живот (как держат “под кустиком” взрослых деток, не вовремя захотевших в туалет во время прогулки); лежа на руках у мамы во время сосания; лежа на пеленке; на коленях; полусидя. При этом мама всегда поддерживает малыша под коленочки, немного разводя его ножки.
Вводим звуковой сигнал, изображающий процесс выделения : пс-пс, а-а-а! Нужно произносить их тогда, когда малыш хочет на горшок или начинает делать свои “дела”. В последствии этот звуковой сигнал станет своего рода призывом к действию – и малыш будет понимать, чего от него ждут и когда.
Начинаем высаживать после сна – обычно детки спять сухими и писают в первые минуты после пробуждения. Для освоения этого этапа важно очутиться рядом с малышом как только он начал просыпаться.
Предлагаем “сходить на горшок” во время бодрствования в те моменты, когда маме показалось, что малыш попросился, или когда мама, хорошо изучившая ритмы его выделений, считает, что “пора”.
Организуем ночные высаживания во время кормления. Обычно при позывах к мочеиспусканию детки начинают ворочаться во сне. Мама дает малышу грудь, и обхватив его обеими руками под ножки, предлагает пописать на заранее приготовленное для этого место.

Конечно, лучше если вам кто-то покажет, как происходит высаживание новорожденных. Однако, не расстраивайтесь, если рядом с вами нет примеров для подражания. Доверьтесь своей интуиции и мудрости детской физиологии. Осваивайте этот элемент ухода именно как элемент ухода – т.е. проявление внимательной заботы и нежной помощи. Высаживайте младенца хотя бы несколько раз в день – и вы не будете потом иметь проблем с приучением ребенка к горшку. Рассказать подробнее о всех этапах освоения этого навыка, а также помочь справиться с затруднениями в этом процессе помогут консультанты по грудному вскармливанию и уходу за малышами. Также хорошим руководством по организации высаживания является книга Ингрид Бауэр “Жизнь без подгузников. Метод естественной гигиены”.

Гигиенические процедуры.
Обработка пупочной ранки, стрижка ногтей, подмывание, смазывание кремом., мытье головы (если есть волосы) и т.п. При проведении этих манипуляций необходимо соблюдать одно единственное правило: ничто из вышеперечисленого не должно вызывать негативных переживаний у ребенка. Поэтому стремимся выполнить эти процедуры таким образом, чтобы малыш не плакал и не проявлял беспокойства. К примеру, ногти можно стричь пока он спит, а пупочную ранку обрабатывать во время кормления. При подмывании важно не подставлять тело ребеночка под струю: нужно зачерпнуть воду ладошкой и затем промыть испачканное место. Кожные проблемы лучше всего преодолеваются не от использования лечебной косметики, а благодаря водно-воздушным процедурам.

Прогулки.
Этот элемент ухода претерпел самые кардинальные изменения за последние 50 лет. Традиционно маленькие детки никогда не спали на улице! Вы можете представить себе деревенскую бабу, вышедшую в мороз на вечернюю прогулку с запеленутым кулёчком? А римскую аристократку, тащащую по пыльным улицам люльку с новорожденным? Ни одно млекопетающее не спит на улице. Даже бездомные собаки стараются устроить норы для своих щенят. А может наши мужья, сидевшие весь день в душном помещении за рабочим столом, мечтают провести ночной сон на балконе, да еще при минусовой температуре? Так чем же младенцы отличаются от нас самих? Наоборот, их потребности в кислороде ниже чем у нас, а потребности в тепле и безопасности гораздо существеннее. Поэтому спать детки должны преимущественно дома, в тепле и уюте, а прогулки надо стараться организовывать во время бодрствования крохи. Именно в эти моменты – а не в состоянии глубокого сна – детский организм активно усваивает кислород, а мозг получает много новой и интересной информации. С совсем маленьким малышом во время бодрствования обычно гуляют на ручках или в перевязи (слинге, лоскутном держателе). Детишек постарше и потяжелее можно возить в колясках. Через месяц после уверенного освоения ходьбы, вы можете уже гулять с ребенком за ручку, двигаясь в его темпе и комментируя каждую травинку-пылинку, привлекшую его интерес.

Источник: http://mama-city.ru/articles/bf/deti-zvety.html

Опубликовано в журнале “Мой ребенок” за август 2007 года

Об авторе admin