Упражнения для развития тонкой моторики и общей координации

Развиваем моторику у детишек.

1. Пальчиковая гимнастика:
- показывать жестами солнце – раскрытая ладонь с растопыренными пальцами, камушки – два кулачка, заборчик – две стоящие рядом ладошки с сомкнутыми пальцами;
- сжимание и разжимание кулаков обеих рук одновременно;
- сжимание в кулаки кистей рук поочередно;
- встряхивание расслабленных кистей рук над головой («флажки»);
- круговые движения подушечкой каждого пальца поочередно по раскрытой ладони другой руки (по часовой стрелке и против) – Сорока-сорока кашу варила…;
- поочередное приподнимание каждого пальца в отдельности от поверхности стола, пальцы при этом широко разведены, ладони плотно прижаты к поверхности (можно усложнить ситуацию – дать пальчикам имена и поднимать именно тот, что позвала мама);
- все пальцы по очереди соприкасаются с большими («здороваются») сначала по порядку, а затем в большом темпе, в разбивку;

2. Массаж пальцев и кистей рук при помощи пупырчатого мячика, граненого карандаша или ручки, грецких орехов, каштанов, сосновых шишек и др. – эти предметы катают между ладошек, прокатывают по руке, используя их неровности и шероховатости для массирования. Сначала массаж делает мама, а потом малыш может делать его сам.

3. «Рассказывание» маленьких сказок, героями которых являются паучки, осьминожки и т. п. – ребенок изображает пальчиками, как пучки бегают, как краб двигает клешнями: средний и указательный пальчики двигаются на манер ножниц.

4. Отстукивание ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию: мама показывает несложный «мотив» – «та-та та-та-та», малышу нужно его повторить.

5. Рвем бумажку, салфетку, ватку и пр.

6. Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика двумя пальцами поочередно (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем) сначала ведущей, затем другой рукой.

7. Сжимание мягкого поролонового шарика между напряженными ладонями.

8. Застегивание и расстегивание пуговиц на собственной одежде или пришитые на специальном лоскуте (а может, это будет целая тряпичная книга, сшитая мамой, где расположатся самые разные застежки?)

9. Работа с иголкой: втыкаем и протягиваем нитку – для самых маленьких, пришивание крупных пуговиц сначала ведущей, а затем другой рукой – для тех, кто постарше.

10. Нетрадиционные способы рисования (мелкой петелькой, штрихом) сначала ведущей рукой, затем обеими вместе.

11. Рисование одинаковых геометрических фигур обеими руками одновременно, закрашивание их точками, вертикальная и горизонтальная штриховка.

12. Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

13. Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диаметр 2—3 см) при неподвижно зафиксированной кисти. Емкость ребенок придерживает свободной рукой, тем самым ограничивает движения кисти работающей руки.

Об авторе admin